Сергей Цивилев: Кузбасс совершит экономический рывок за два года

Врио губернатора Кемеровской области в интервью ТАСС — о том, как минимизировать влияние промышленности на экологию и сделать область туристическим центром.

Врио губернатора Кемеровской области в интервью ТАСС — о том, как минимизировать влияние промышленности на экологию и сделать область туристическим центром 

Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев, возглавивший крупнейший российский угледобывающий регион в начале апреля после досрочной отставки Амана Тулеева, руководившего администрацией Кузбасса более 20 лет, намерен провести масштабное реформирование экономической системы субъекта, чтобы снизить его зависимость от цен на уголь. В интервью ТАСС Цивилев рассказал, как Кузбасс будет привлекать зарубежные машиностроительные корпорации, как минимизировать влияние промышленности на экологию и сделать Кемеровскую область не только угледобывающим, но и туристическим центром. 

Зависимость от угля

Сергей Евгеньевич, хотелось бы поговорить об экономике Кемеровской области. Бюджет региона сильно зависит от рыночных цен на уголь. В период их падения с 2013 года регион активно привлекал кредиты, и хотя госдолг не превышал установленный порог, он все же стал существенным бременем для бюджета. За это критиковали Амана Тулеева, много лет возглавлявшего регион. Какую бюджетную стратегию видите вы? 

— Действительно, регион в течение многих лет наращивал долг за счет как бюджетных, так и коммерческих кредитов. Ситуация стала меняться в 2017 году, когда выросли цены на уголь и увеличилась доходность угольных предприятий, соответственно, увеличились поступления от них в бюджет. Мы приняли решение — все полученные деньги направлять на погашение коммерческих кредитов, которые привлекались в разные времена и под достаточно высокий процент.

На сегодня мы почти все коммерческие кредиты погасили, у нас остался долг порядка 35 млрд рублей. По этому долгу мы будем работать отдельно: мы направили уже все соответствующие письма о том, чтобы провести реструктуризацию задолженности. 

Что касается дальнейшей стратегии, действительно, наш бюджет сейчас очень зависит от цен на уголь и металл. По нашим оценкам, они будут еще достаточно высокими в 2018–2019 годах, поэтому наша задача — за это время сделать рывок в развитии экономики и уменьшить зависимость от них. Конечно, за счет высоких цен мы могли бы рассчитаться с долгами, но в это придется вкладывать значительные средства, и мы не сможем развиваться. Поэтому все же будем брать кредиты, но они будут привлекаться уже на других условиях — под конкретную программу, которая нам как раз и позволит в краткосрочной перспективе решить все вопросы с наполнением бюджета. 

— Регион в настоящее время разрабатывает стратегию социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года. Какие основные направления в нее будут включены? Какая роль будет отводиться угольной промышленности? 

— Мы разделим эту программу на три этапа: первый — 2018–2019 годы, следующий — среднесрочная перспектива, это 2020–2024 годы, третий — с 2025 по 2035 год. Первые два года у нас самые важные, это стратегия рывка — как раз то, о чем я говорил, — нам предстоит снизить зависимость экономики от цен на уголь и металл. 

Мы будем развивать другие отрасли нашей экономики: у нас есть и химия, и транспорт, и сельское хозяйство, и машиностроение. А собственно в угольной отрасли стоит задача понизить себестоимость добычи, но увеличить эффективность, чтобы быть готовыми к падению цен. 

Другая задача — вернуть ушедшие из Кузбасса предприятия, ведь многие переехали за последние годы в другие регионы, а также привлечь и создать новый бизнес. Возможности для этого у нас есть: есть 24 моногорода, у которых есть свои льготные программы, есть три территории льготного налогообложения — ТОСЭРы, в которые мы намерены привлекать новый бизнес, создавать новые рабочие места. 

Мы стали по-другому смотреть на многие события, поэтому для бизнеса мы добавили еще одно принципиальное условие — это безопасность работы

Правила для деятельности бизнеса у нас достаточно простые: это быстрый экономический рост, социальная направленность и экологичность. И конечно, события 25 марта в "Зимней вишне" (в ТРЦ "Зимняя вишня" в Кемерове из-за пожара погибли 60 человек — прим. ТАСС) кардинально нас всех поменяли. Мы стали по-другому смотреть на многие события, поэтому для бизнеса мы добавили еще одно принципиальное условие — это безопасность работы. 

— Если говорить об этом экономическом рывке в ближайшие два года, у каких отраслей в Кузбассе, по вашему мнению, есть шансы стать прорывными?  

— Большие перспективы, на мой взгляд, у машиностроительной отрасли. К сожалению, за последние три года объем производства снизился на 40%, но потенциал у машиностроения огромный. У нас сохранились хорошо оснащенные заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, такие как Юргинский машиностроительный завод, но стоит проблема их загрузки. К сожалению, за последние годы потеряно доверие угольщиков к продукции наших машзаводов, потому что их оборудование проигрывает по качеству зарубежному. Сейчас задача поставлена машиностроителям — вернуть утраченные позиции, и не только в угольной отрасли. С угольщиками тоже ведем переговоры. 

Кроме того, есть такое направление, как компонентное машиностроение. Мы ведем переговоры со всеми мировыми компаниями, которые поставляют продукцию для угольных компаний Кузбасса, и предлагаем создавать в наших ТОСЭРах свое производство. Мы предлагаем очень хорошие условия по налогам, предлагаем свою инфраструктуру, и я думаю, что в ближайшее время новые производства увидим. И к этому процессу мы подключаем наше машиностроение, чтобы готовить детали, а не привозить их из-за рубежа. 

Транспортные проблемы и развитие туризма

— А какие проблемы возникают? Что мешает сегодня более активному развитию?  

— У нас, к сожалению, очень острый вопрос с транспортом. Через центр Кемерова проходит федеральная автомобильная трасса (Р-255 "Сибирь"). За сутки через Кемерово проезжает 12,5 тыс. машин, это примерно одна треть всей нагрузки на экологию города. Плюс транспорт разбивает городские дороги, мешает организации движения в городе. 

Объезда нет, хотя этот вопрос поднимался еще в советские времена, но до сих пор он не решен — даже к проектированию не приступили. Мы считаем, что в кратчайшие сроки нужно ситуацию менять, поэтому приступаем к проектированию, выбору варианта трассы. Когда будет составлен проект, прошедший экспертизу, мы обратимся еще и за федеральными деньгами на строительство.

Кроме того, у нас есть еще не достроенная скоростная трасса Кемерово — Ленинск-Кузнецкий, которая должна выйти на автодорогу до Новокузнецка (второй по численности город Кузбасса, один из крупнейших промышленных центров Западной Сибири — прим. ТАСС). Есть недостроенный участок в 17,6 км (из 70 км — прим. ТАСС), работы там велись медленно. Но мы уже в этом году решили эту проблему: нам уже выделили 1 млрд рублей в этом году, и к осени следующего года трасса будет целиком построена. 

Нам также надо развивать и железнодорожное сообщение, потому что производство угля растет, и его надо вывозить. Сейчас недостаточно пропускной способности железной дороги, особенно на восток страны, а это направление — азиатско-тихоокеанский рынок — для нас сегодня стратегическое. Он на сегодня наиболее привлекателен, и доходность угольных компаний в этом направлении максимальна. 

— Как будете решать этот вопрос? Ведете переговоры с РЖД?  

— Кемеровская область и РЖД — это стратегические партнеры, и это не просто слова: 38% от всего грузооборота РЖД дает Кузбасс. Сейчас мы заканчиваем подготовку четырех соглашений. Это соглашения о стратегическом партнерстве, о развитии пропускных мощностей для вывоза угля, развитии пассажирского транспорта и, наконец, об участии кузбасских предприятий в программе развития РЖД. Мы производим рельсы и можем шпалы производить, предприятия Кузбасса могут выполнять для РЖД различные виды работ. Это тоже даст толчок в развитии региона. 

— А какие вы видите приоритеты в части пассажирского сообщения? Где в регионе и какой именно пассажирский транспорт нужен?  

— Мы видим большие перспективы в развитии нашего туристического кластера — это одна из хороших точек роста нашей экономики. В первую очередь, конечно, горнолыжный курорт Шерегеш. В 2000-х годах там было 22 тыс. туристов, а в последние годы мы достигли уровня в 1 млн отдыхающих в год. Даже Дмитрий Анатольевич (Медведев, премьер-министр РФ), когда я ему рассказывал про Шерегеш и убеждал развивать, мне отвечал: "А я сам там два раза был, а я сам катался там на лыжах. Я сам знаю, что "пухляк" (толстый слой свежевыпавшего снега, который особенно ценят горнолыжники — прим. ТАСС) есть только в Шерегеше". 

Но по своему потенциалу этот курорт может принимать и более 3 млн человек, а на сегодня темпы развития приостановились. Если мы не внесем кардинальных изменений, то мы можем увидеть и падение даже — причины в транспортной инфраструктуре. Для начала мы оценили возможность создания современного аэропорта, который мог бы принимать туристов со всего мира. У нас есть в Таштаголе (поселок Таштагол расположен примерно в 20 км от туркомлекса) небольшой аэропорт местного значения, но, к сожалению, на этой территории есть огромные ограничения, связанные с горами и безопасностью полетов. Соответственно, если строить там такой аэропорт, то он не сможет работать круглосуточно и 356 дней в году. 

— И какой здесь может быть выход?

Прорабатываем альтернативный вариант — развитие существующего аэропорта в городе Новокузнецке с целью сделать его большим международным хабом. И уже оттуда запустить комфортабельный пассажирский поезд до Шерегеша со специальными грузовыми вагонами для хранения снаряжения — лыж и сноубордов. Там есть железная дорога, которая используется как грузовая, ее можно достроить и запустить пассажирский поезд. 

В перспективе необходимо дальше поэтапно развивать это пассажирское сообщение: туристы могли бы добираться до Шерегеша по железной дороге из Кемерова, Новосибирска, Томска. Необходимо, чтобы у туриста был выбор: хочет — добирается самолетом, хочет — на своей машине, хочет — поехал на поезде. 

Экология добычи угля

— В угольной промышленности Кузбасса все острее ставятся вопросы, связанные с экологией, все чаще звучат жалобы местных жителей, проходят акции протеста против освоения месторождений. По вашим оценкам, каков на сегодняшний день экологический предел добычи угля? По каким критериям должны выдаваться новые лицензии и как вы будете решать накопившиеся экологические вопросы?  

— Вы правы, вопрос экологии в Кузбассе стоит очень остро, тут нет однозначного и быстрого решения, потому что эта проблема копилась годами. Причина тут в большом объеме открытой добычи угля, на разрезах, а не подземных шахтах. У ориентированности на разрезы есть свой резон — уменьшить количество аварий на производстве. В шахтах были большие проблемы с безопасностью горняков, было даже такое выражение: в каждой горящей лампочке есть капля крови шахтера. 

За счет перехода на открытый способ добычи существенно уменьшили показатели травматизма и аварийности, но получили серьезную нагрузку на экологию. Очень быстро приблизились к населенным пунктам, разрезы стали влиять не только на природу, но и на жителей. Сейчас мы должны найти разумный баланс в развитии подземной и открытой добычи. 

Мы выступаем также и за изменения в подходе к выдаче лицензий на добычу угля. Сегодня выдано 279 лицензий, которые позволяют добывать более 300 млн тонн угля в год, за прошлый год мы достигли объемов добычи более 241 млн тонн, но с конца 2017 года выдача новых лицензий приостановлена. Проблема в том, что мы сегодня в этом процессе не участвуем, а хотелось бы, чтобы было два ключа для выдачи лицензии — не только Роснедра, но и субъект Федерации, в данном случае наша область. Это необходимо, чтобы мы могли отстаивать наши вопросы о социально-экономическом развитии региона, вопросы экологии, вопросы защиты населения. 

— Вы предполагаете некий специальный режим для Кузбасса или изменения в федеральный закон?

— Правильнее здесь идти по пути изменения федерального закона, чтобы ситуацию менять на всей территории России. Не только у нас есть эта проблема. Конечно, с позиции угольной отрасли острее всего она стоит у нас, так как в Кузбассе добывается около 60% угля. Мы сейчас с Роснедрами ищем решения, будем настаивать на изменениях в федеральном законе, и я уверен, что мы найдем компромисс. Думаю, сейчас, когда произошли изменения в правительстве страны, этот процесс пойдет быстрее. 

— Будут ли какие-то изменения санитарно-защитных зон, которые устанавливаются от границы места добычи угля?  

— Санитарно-защитная зона сейчас составляет один километр от границы угольного предприятия, но она установлена не законодательно, а рекомендательно. То есть можно ее пересчитывать, обосновывать и уменьшать границы. Мы настаиваем на том, что границы санитарно-защитной зоны должны быть неизменны — один километр. Но если у предприятия есть экономический смысл подходить ближе к населенным пунктам, этот вопрос должен решаться в диалоге с проживающими там людьми. И если есть такая острая необходимость, люди должны быть переселены в более экологичные места на тех условиях, на которых они хотят. Если это получается в диалоге между властью, бизнесом, жителями — значит, будем дальше продвигаться, если нет — значит, должна быть оставлена зона в один километр, чтобы люди могли нормально жить и чувствовать себя защищенными. 

Остается проблемой и рекультивация земель, на которых завершили добычу угля. Обязанность ее проводить есть у угледобывающих предприятий, но многие из них долгое время проводили ее некачественно. Будете ли менять подходы?  

— К сожалению, это так, нарушенных земель много — это последствия добычи угля открытым способом. И если посмотреть на способы, которыми у нас проводилась рекультивация, лучше было вообще ничего не делать. К счастью, руководители угольных предприятий понимают эту проблему, и мы вместе с бизнесом ищем самые современные, самые эффективные способы рекультивации. Это же проблема не только наша — много стран в мире, которые ведут добычу открытым способом и добывают гораздо больше, чем мы. Поэтому мы ищем передовой мировой опыт и намерены внедрить его в Кузбассе, чтобы получить быстрый эффект по рекультивации земель.

Последние новости Кемеровской области по теме:
Сергей Цивилев: Кузбасс совершит экономический рывок за два года

- Кемерово
Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев, возглавивший крупнейший российский угледобывающий регион в начале апреля после досрочной отставки Амана Тулеева, руководившего администрацией Кузбасса более 20 лет,
22:50 25.05.2018 ИА Новости Кузбасса
Сергей Цивилев: Кузбасс совершит экономический рывок за два года - Новокузнецк
Врио губернатора Кемеровской области в интервью ТАСС — о том, как минимизировать влияние промышленности на экологию и сделать область туристическим центром.
11:51 25.05.2018 ИА Город Новостей
 
По теме
 
 
НИА-Кузбасс Исполняющий обязанности губернатора Кемеровской области Сергей Цивилёв и генеральный директор Сибирской генерирующей компании (СГК) Михаил Кузнецов в ходе рабочей встречи в Кемерове обсудили перспективы те
22.05.2018
НИА-Кузбасс В Кузбасс прибыла делегация руководителей департаментов Минэкономразвития Российской Федерации Цель визита — консультирование по самым актуальным социально-экономическим вопросам: развитие малого бизнеса,
22.05.2018
 
 
Закрытие Больших зеленых игр «Сделаем-2018»! - Администрация г. Новокузнецка В субботу, 29 сентября, в рамках Больших Зелёных Игр «Сделаем!»-2018 новокузнечане смогут совместить приятное с полезным: провести время на свежем воздухе и сделать любимый город чище и уютнее.
25.09.2018 Администрация г. Новокузнецка
21 сентября – ГОРОДОК, Галина Новикова. Киселевск в стороне от общего дела озеленения не остался, и в Единый день посадки специалисты разных сфер деятельности и студенты высадили 1500 саженцев деревьев.
21.09.2018 Городок
В Новокузнецке вынесен приговор в отношении 26-летнего местного жителя. Он признан виновным в совершении грабежа, а также насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего лица.
25.09.2018 A42.Ru
DSC05769.JPG - Избирательная комиссия Кемеровской области Поэтическое осеннее многоцветие в Прокопьевске.       Пятый год подряд в шахтёрской столице Кузбасса, в городе Прокопьевске Кемеровской области,
24.09.2018 Избирательная комиссия Кемеровской области
Экспозиция «Кузнецкого Алатау» на Всекузбасской выставке произвела настоящий фурор - Кузнецкий Алатау Экспозиция заповедника «Кузнецкий Алатау», представленная на Всекузбасской выставке предпринимательства, инвестиций и инноваций, произвела настоящий фурор среди многочисленных посетителей.
25.09.2018 Кузнецкий Алатау
С 19 по 23 сентября в Ленинске-Кузнецком прошел финал Первенства Кемеровской области по футболу среди юношей 2004 года рождения, победителем которого стала команда кемеровской СДЮСШОР.
26.09.2018 Федерация футбола
Аргентинский футболист Лионель Месси, его португальский коллега Криштиану Роналду, а также игрок сборной Хорватии Лука Модрич вошли в команду года по версии ФИФА.
25.09.2018 A42.Ru
«Мы будем поддерживать украинцев»: в Госдуме высказались по поводу нового закона о российском гражданстве - Газета Кемерово Председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов рассказал о преимуществах нового закона,
26.09.2018 Газета Кемерово