«Мы теряем целые поколения»: учителя о работе в школе вчера и сегодня

«Мы теряем целые поколения»: учителя о работе в школе вчера и сегодня
«Мы теряем целые поколения»: учителя о работе в школе вчера и сегодня
Фото: vashgorod.ru

Тоска по  прежним временам, по  советскому образованию и  по  уважаемому статусу школьного учителя звучит довольно часто в  учительских разговорах и  переписках. « Педсовет » поговорил с  педагогами, которые успели поработать в  советской школе, а  сейчас работают в  российской, о  том, насколько сильно изменилась работа в  школе за  последние 40−50 лет.

Катимся в  пропасть

Анна Игоревна, учитель математики, педагогический стаж 43 года: «Конечно, это несравнимо: то, как мы  работали тогда, и  как работаем сейчас. В  школе во  главе угла были дисциплина, уважение к  старшим, за  поведение ставили оценки. Поэтому тогда и  представить было невозможно то, что творится в  школе сейчас. Дети знали своё место, родители всегда прислушивались к  учителю, были благодарны. Я  после института несколько лет работала в  сельской школе, так вот в  селе у  меня был такой  же авторитет, как у  председателя колхоза. Ко  мне, девчонке, за  советами обращались. Во  все времена учитель был уважаемым человеком, это только сейчас что-то испортилось в  нашем обществе. Как только у  нас отобрали воспитательную функцию, так все и  покатилось под откос. Родители детей не  воспитывают, школа тоже, кто остался? Телевизор и  интернет, а  они  — плохие воспитатели. И  мы  теряем целые поколения из-за этого. Сейчас потихоньку стали вестись разговоры о  том, что школа должна воспитывать. Но  что толку об  этом говорить? Как воспитывать-то?

Двойки ставить нельзя, кричать, подзатыльники давать нельзя, родителей вызывать бесполезно. Страха нет, уважения нет, значит, и  воспитания нет и  не  будет.

Чтобы вернуть прежние традиции советской школы, функции воспитания, уважения к  учителю, надо вернуть возможность для учителя применять к  детям те  меры воздействия, которые они заслуживают. Ни  один учитель не  будет применять их  во  вред детям, только на  пользу. А  пока мы  ни  на что не  имеем права, мы  будем и  дальше катиться в  пропасть".

Нет разницы

Елена Викторовна, учитель биологии, педагогический стаж 51 год: «Я  не  вижу существенной разницы. И  тогда были уроки, контрольные, мероприятия, экзамены, родительские собрания и  педсоветы, и  сейчас тоже самое. Ну  да, что-то изменилось. Но  так не  бывает ничего постоянного, всё меняется, и  мы  меняемся. Дети стали другими? Стали. Мир вокруг стал другим, изменились и  дети. Но  они не  стали хуже, так  же дружат, ссорятся, любопытствуют, хулиганят или стараются. Некоторые коллеги жалуются на  то, что приходится много отчётов и  справок заполнять. А  что, в  советские времена мы  этого не  делали? Конспекты к  каждому уроку писать были обязаны, анализы контрольных работ делать были обязаны, характеристики на  выпускников писали, самоанализы заполняли. Только без компьютеров и  возможности скопировать и  вставить, а  ручкой по  бумаге. Неужели это легче было? По  поводу уважения к  учителю…

Мне не  на  что жаловаться. Меня как тогда уважали, так и  сейчас уважают. Наверное, не  потому, что я  в  прошлом застряла, а  потому что я  работаю так, что заслуживаю уважения.

А  бесправен учитель был всегда. Если у  учителя случался конфликт с  директором в  те  же 80-ые годы, его точно так  же пинком под зад увольняли, как делается и  сейчас. У  меня никакой тоски по  советским временам нет. И  жалоб на  сегодняшние времена тоже нет. Я  больше 50 лет делаю свою работу, которую все эти годы люблю, я  многому научилась сама и  многому научила сотни детей, на  что  же мне жаловаться? Не  всем так повезло в  жизни".

Чувствую себя не  учителем, а  клерком

Алексей Андреевич, учитель физики, педагогический стаж 38 лет: «Лучше всего мне работалось в  90-ые. При том, что было полное безденежье, приходилось по  ночам «бомбить» на  машине тестя, в  школе было интересно. С  детьми ставили эксперименты, со  старшеклассниками работал по  вузовскому учебнику, у  всех глаза горели. У  нас тогда коллектив в  школе был относительно молодой, все время что-то придумывали, в  школе жизнь кипела до  вечера. Хорошее было время. В  последние 20 лет всё не  так. Все эти годы ощущение, что удавка на  горле затягивается, дышать все сложнее. И  уже азарта нет, просто отрабатываю день за  днем.

Да  и  не нужно никому в  сегодняшней школе, чтобы глаза горели, чтобы жизнь кипела. Главное, чтобы не  нарушались инструкции, чтобы жалоб от  родителей не  было, и  чтобы все бумажки в  срок заполнялись.

В  такой ситуации чувствую себя не  учителем, а  клерком. Хорошо, что успел застать другие времена, нынешние молодые учителя даже не  представляют себе, как это  — работать в  удовольствие".

Еще никогда учитель не  сталкивался с  настолько трудной задачей

Светлана Ивановна, учитель русского языка и  литературы, педагогический стаж 41 год: «Мне очень сложно с  современными учениками. Мы  говорим с  ними на  разных языках, даже мыслим совсем по-разному. То, что трогает, задевает, интересует меня, оставляет их  совершенно равнодушными, а  их  пристрастия и  увлечения чужды для меня. А  учителю нельзя обходиться без взаимопонимания с  учениками, без существования на  одной волне. Сын говорит, что эту проблему мне не  решить, что слишком велика разница в  возрасте, поэтому пора уходить. Но  я  вспоминаю свои школьные годы… Рядом с  нами тоже были пожилые учителя, но  такой пропасти между нами и  ними не  было. Да  и  вообще, по  моим наблюдениям, в  сегодняшней школе мало осталось человечности, какого-то душевного отношения к  людям. Его нет между администрацией и  коллективом, внутри самого коллектива, между учителями и  учениками, между учениками и  родителями. Представляете, один шестиклассник мне недавно сказал: «Мама с  кухни ужинать меня зовет по  WhatsApp’у».

Возможно, образование и  воспитание, которые всегда относились к  области Человек-Человек, и  могут существовать без нормального взаимоинтересного человеческого контакта, но  я  пока не  представляю себе, как.

Нынешним детям и  некоторым взрослым существенно интереснее смотреть в  экран телефона, чем в  глаза собеседника. И  учитель стоит перед задачей переиграть телефон, оказаться интереснее для ребёнка, предложить что-то такое, что заставит ученика оторвать взгляд от  экрана. По-моему, еще никогда учитель не  сталкивался с  настолько трудной задачей. А  решаема  ли она в  принципе?"

Проблемы приходят и  уходят

Маргарита Борисовна, учитель физкультуры, педагогический стаж 46 лет: «Работа  — есть работа. Она не  может быть легкой и  простой. В  каждое время свои сложности. В  начале работы в  школе у  меня были гигантские проблемы с  детьми, я  не  умела с  ними общаться, их  организовывать, добиваться дисциплины. Я  плакала по  ночам от  того, что у  меня ничего не  получалось. Считала, что неправильно выбрала профессию.

Потом, позже, в  90-ые годы тоже было непросто. Школа разваливалась, и  на  ремонт, как и  на  оборудование не  было ни  копейки. Ремонтировали своими силами. Я  ходила по  «качалкам» в  подвалах и  уговаривала выделить школе хоть какой-то инвентарь, хоть пару матов.

Однажды у  меня ребёнок сорвался вместе с  канатом, я  думала, что он  разбился, а  я  остаток жизни проведу в  тюрьме. Страшнее тех минут ничего и  никогда у  меня не  случалось. Но  все обошлось. Времена изменились. Теперь я  вполне успешно общаюсь с  детьми, у  меня на  уроках нет проблем с  дисциплиной, в  моём зале есть всё необходимое, но  зато у  нас директор, с  которым невозможно сработаться. Она глупа, некомпетентна, плохо воспитана, но  обладает огромным самомнением. Коллектив разваливается, уже многие ушли, вернее, сбежали от  этого директора. Устроились в  другие школы, а  теперь говорят, что там тоже самое. Наверное, если я  проработаю ещё лет пять, возникнут какие-то другие проблемы, которые тоже будут казаться нерешаемыми и  ужасными. Таковы люди: мы  всегда думаем, что раньше было лучше, а  сейчас  — полный кошмар. Нет, не  кошмар. Просто проблемы, которые приходят и  уходят".

Сейчас каждый сам за  себя

Ольга Николаевна, учитель биологии, педагогический стаж 40 лет: «Я  с  ностальгией вспоминаю первые годы работы в  школе. Я  пришла в  свежепостроенную школу, коллектива как такового ещё не  было, всех только оформили на  работу, мы  все были молоды, а  во  главе школы стояла женщина, которой тогда было столько лет, сколько мне сейчас. А  через полгода у  нашей школы уже было своё лицо, своя атмосфера, свой уклад. И  сплочённый коллектив. Все друг друга поддерживали, друг другу помогали. Педсоветы были действительно педагогическими советами: каждый выносил на  него свои проблемы и  вопросы, и  все вместе обсуждали, решали. Родители наших учеников были нашими помощниками: и  внушение ребенку сделать, и  уроки проверить, и  шторы из  класса постирать, и  на  субботник выйти, и  помочь школьный праздник организовать  — на  всё у  них были желание и  силы.

Учитель мог сосредоточиться на  своей непосредственной работе, потому что создавались для этого все условия: завхоз обеспечивал всем необходимым, завучи оказывали методическую помощь, родители обеспечивали воспитательную поддержку. Вот всего этого сейчас очень не  хватает: ощущения, что школа  — это единый организм, который занят одним делом, и  каждая его часть на  своём месте выполняет свою миссию.

Сейчас этого нет. Каждый сам за  себя. Директор прикрывает свою задницу, иногда подставляя подчиненных, завучи думают только о  своих проблемах, выжимая из  учителя сто тысяч бумажек, завхоз денно и  нощно мечтает о  том, как в  один прекрасный момент откажется выдавать учителям бумагу и  заправлять их  картриджи, а  родители пребывают в  уверенности, что учитель им  задолжал и  много. Нет больше единого организма. И  это очень плохо".

«Педсовет»

Автор: Кристина Ковалёва Источник: ВашГород.ру Источник фото: fishki.net pedsovet.org
 
По теме
Для публичного обсуждения размещается проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства образования Кузбасса при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за
«Безопасный лёд»:   курс на детскую профилактику - МЧС России Сотрудники МЧС России в рамках последнего этапа акции «Безопасный лёд», который на этой неделе проходит в Кузбассе, проводят профилактические занятия для воспитанников дошкольных учреждений области.
МЧС России
Профессиональные пробы - ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) Профессиональные пробы по профессии "Помощник машиниста локомотива" на базе кластера "Железнодорожник Кузбасса".
ТИЖТ (филиал ОмГУПСа)
Нажмите для просмотра в полном размере... - Тяжинский район Сегодня холодная погода и слякоть совсем не помешали активным жителям Тяжинского округа с хорошим настроением выйти на всекузбасский субботник и привести свои территории в порядок.
Тяжинский район
Нажмите для просмотра в полном размере... - Тяжинский район С приходом теплых весенних дней на улицах активно тает снег, а на водоемах начинает таять лед.
Тяжинский район
Нажмите для просмотра в полном размере... - Тяжинский район В регионе настает период активного таяния снега, высыхание верхнего слоя почвы со всей, находящейся на ней растительностью, а это значит, что приближается пожароопасный сезон.
Тяжинский район
Кузбасский суд обязал наркозависимого сибиряка пройти лечение в наркологическом стационаре - ИА Новости Кузбасса Медицинская экспертиза, проведённая в рамках расследования уголовного дела, выявила у 33-летнего жителя Мариинска синдром зависимости от каннабиноидов 1-й стадии, а также синдром зависимости от алкоголя 2-й стадии.
ИА Новости Кузбасса